Последнее обновление: 23.04.2018
Закон №1817-VIII вступил в силу 10 июня 2017 г. Он нацелен на изменения в нынешней системе строительных разрешений и доведения ее до европейского уровня. Теперь сфера строительства будет функционировать по обновленным правилам, она переходит с 3-ступенчатой на 2-ступенчатую разрешительную систему.
Документы, разрешающие строительство, отныне определяются не по уровню сложности объекта постройки, а по классу последствий. Данный закон упрощает процедуру, строительные объекты подвергаются оценке лишь по классу последствий, который характеризует:
Класс последствий будет определен отдельно для каждого сооружения, независимо от типа его назначения. Процедура будет выполнена по законодательству и в соответствии с нормами строительства и его стандартами.
Какими бывают классы последствий сооружений?
В законе четко обозначены сооружения, никаким образом не относящиеся к несущественному классу последствий, а также те, которые в обязательном порядке к ним относятся. Процедура определения класса последствий выполняется проектной организацией и должна быть согласована с заказчиком. При осуществлении экспертизы проектов проверяется, правильно ли отнесен объект к классу последствий.
Закон способствовал изменению определенных актов законодательства в области градостроения, которые предусматривают замену процесса регистрации декларации и введения сооружений в эксплуатацию. Те, которые относятся к незначительному классу, будут построены на основе уведомлений, а для постройки объектов среднего и существенного классов необходимо получить соответствующее разрешение. К тому же, строительная экспертиза для сооружений последних двух классов обязательна.
Цель нововведений – ликвидация манипуляций с декларативным принципом, которые в свое время использовали недобросовестные застройщики. Отныне органы контроля имеют реальные механизмы, которые смогут определить незаконные застройки еще в начале их строительства.
Что касается несложного строительства, то обновленная процедура позволяет существенно облегчить процесс получения строительного разрешения. Также законодательно определены условия исходных данных для проектировки объектов строительства.
Новое законодательство способствует более эффективному выстраиванию взаимоотношений между всеми участниками строительного процесса.
Закон предусматривает введение унифицированного акта проверки и определяет точные сроки ликвидации выявленных нарушений. Он также увеличивает ответственность за законность возведения постройки со стороны застройщика и должностного лица, выдавшего разрешение. Для последнего определена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность, если разрешение было выдано незаконно. Строители, которые нарушат законодательные нормы, будут платить увеличенные штрафы, теперь они составляют не 90, а 370 прожиточных минимумов. Закон также предусматривает более серьезные механизмы защиты добросовестных застройщиков и избавляет их от бюрократии в процессе оформления разрешений.
Законодательно упорядочена процедура получения градостроительных условий и ограничений. Точно регламентирован список оснований, в связи с которыми застройщик может не получить строительное разрешение. Это исключит вероятность произвола со стороны чиновников и уменьшит коррупцию.
Данные нововведения считаются хорошим основанием для создания в нашей стране прозрачного рынка недвижимости.